Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кристи агата

Энциклопедический словарь

Кри́сти Агата (Christie) (1890-1976), английская писательница. Мастер детективного жанра. Многочисленные «интуитивные» романы и повести с элементами психологизма: «Пуаро расследует» (1924), «Тайна каминов» (1925), «Убийство Роджера Экройда» (1926), «Восточный экспресс» (1934), «Смерть на Ниле» (1937) и др. Пьесы «Свидетель обвинения», «Мышеловка» (обе 1954) и др.

* * *

КРИСТИ Агата - КРИ́СТИ (Christie) Агата (Кларисса) (урожд. Миллер, Miller) (15 сентября 1890, Торки, графство Девоншир - 12 января 1976, Уоллингфорд, Оксфорд), английская писательница, непревзойденный мастер детектива.

Предпочтение - детективному жанру

Родилась в состоятельной семье, получила неплохое домашнее образование, в частности, музыкальное и только боязнь публичных выступлений помешала ей выбрать путь профессиональной исполнительницы. В 1914 году вышла замуж за майора Арчибалда Кристи, который дал ей имя, но не сделал счастливой. Во время Первой мировой войны работала в госпитальной аптеке, где получила знание о ядах, впоследствии использованное при создании детективных романов. В 1919 году у супругов Кристи родилась дочь.

Продолжая традицию Э. По (см. ПО Эдгар Аллан) и А. Конан-Дойла (см. КОНАН ДОЙЛ АРТУР), в первый же детективный роман «Таинственное происшествие в Стайлзе» (1920) вводит сыщицкую пару: хитроумного бельгийца Эркюля Пуаро и недалекого капитана Гастингса (отчасти спародированные Шерлок Холмс (см. ШЕРЛОК ХОЛМС) и доктор Ватсон). Следует также детективной традиции английской писательницы М. З. Брэддон (1837-1915) и американки Анны Кэтрин Грин, впервые в качестве детектива использующей женщину (мисс Джейн Марпл - у Кристи).

В 1926 выходит один из самых популярных и известных романов Кристи «Убийство Роджера Экройда» и в том же году она расстается с неверным Арчибалдом Кристи. Через несколько лет писательница заключает более счастливый брак с археологом Максом Мэллоуэном и ездит с ним на раскопки в Сирию и Ирак (отсюда «восточный» цикл ее романов). Всего с 1920 по 1976 Кристи напишет 68 детективных романов, 6 романов любовно-психологических (под псевдонимом Мэри Уэстмэкотт), а также несколько пьес, одна из которых, «Мышеловка», уже 50 лет не сходит со сцены.

Мастерство Агаты Кристи

Каждый роман Кристи отчасти напоминает «шахматную» партию - «задачу», которая разыгрывается с помощью стереотипных фигур: молодые девушки, отставные военные, деревенские сквайры, семейные поверенные, легкомысленные светские красавицы, молодые люди, склонные к мотовству, а иногда злодейству. Все эти образы - «клише» - переходят из романа в роман, однако от этого они не становятся менее увлекательными. Главное у нее - «комбинации фигур» и непредсказуемые ходы в «игре».

Герои, как правило, действуют и размышляют на уровне общераспространенных мнений. Они выразители вечных истин: добро - это хорошо, а зло - плохо; смелость, благородство, верность должны побеждать; хитрость, обман, преступные наклонности и действия должны быть вскрыты, осуждены и наказаны. Повествовать нужно просто и доходчиво.

Щадя чувства многих своих читателей, Кристи ни разу не сделала темой романа сексуальное преступление. В отличие от современных авторов криминального романа она умела балансировать на грани дозволенного художественным вкусом и чувством сострадания к жертве. Она понимала, что постоянная демонстрация жестокости и насилия сначала ужасает читателя, а потом нередко приводит к потере способности сочувствовать. В своей «Автобиографии» (1977) писала: «Никто тогда (в двадцатые годы) и помыслить не мог, что настанет время, когда будут читать криминальные романы, так как в них смакуются сцены насилия и они доставляют садистское удовольствие описанием зверства во имя зверства... Но теперь жестокость почти так же ежедневно употребительна, как хлеб с маслом.»

Кристи всегда была поборницей женского равноправия, в частности, интеллектуального. В романе «Свидание со смертью» (1938) героиня Сейра Кинг так высказывает мысли самой Агаты Кристи: «Просто ненавижу эту дифференциацию по признаку пола... А ведь истина заключается в том, что одни девушки созданы для дела, другие - нет. Одни мужчины сентиментальны и мыслят сумбурно, другие обладают ясной головой и мыслят логически. Существуют просто разные типы умственной деятельности. Половые различия имеют значение только в сфере, непосредственно примыкающей к половым отношениям».

Лучшие романы Кристи, кроме упоминавшегося «Убийство Роджера Экройда» - «Убийство в Восточном экспрессе» (1934), «Смерть на Ниле» (1937) и самый ею любимый и великолепно написанный «Десять негритят» (1939). Практически все ее детективные романы были экранизированы или инсценированы, некоторые - неоднократно. За литературные заслуги была возведена в дворянское достоинство.

Энциклопедия Кольера

КРИСТИ Агата (Christie, Agatha) (1890-1976), всемирно известная английская писательница, автор детективных романов и пьес. Агата Мэри Кларисса Миллер (Agatha Mary Clarissa Miller) родилась 15 сентября 1890 в Торки (графство Девон). Первый ее брак с полковником А.Кристи закончился разводом в 1928, и в 1930 она вышла замуж за выдающегося археолога М.Э.Л.Маллоуна. Уже в первом своем романе Таинственное происшествие в Стайлзе (The Mysterious Affair at Styles, 1920) Кристи вывела столь любимого читателями детектива-любителя Эркюля Пуаро. В числе романов, где Пуаро с неизменным успехом расследует преступления, - ставший классикой детектив Убийство Роджера Экройда (The Murder of Roger Ackroyd, 1926). Пуаро умирает в одном из последних романов Кристи Занавес (Curtain, 1975). Почти так же знаменита его коллега, тоже любительница частного сыска, добродушная, проницательная мисс Марпл, которая разгадывает тайны, примечая о многом говорящие мелочи и отлично разбираясь в людях. Мисс Марпл впервые появилась в Убийстве в доме викария (Murder at the Vicarage, 1930). Кристи опубликовала более 60 детективных романов и 19 сборников рассказов. Ее переводили на другие языки больше всех других английских авторов, за исключением Шекспира. Искусно построенные произведения Кристи отличает поразительное умение направить читателя по неверному следу. В числе ее лучших романов: Убийство в Восточном экспрессе (Murder in the Calais Coach, 1934), Багдадская встреча (They Came to Baghdad, 1957), Что видела миссис Макгилликадди (What Mrs. McGillicuddy Saw!, 1957); из поздних романов следует выделить Ночную тьму (Endless Night, 1968), Вечеринку на Хэллоуин (Halloween Party, 1969) и Врата судьбы (Postern of Fate, 1973). Кристи удачно выступала и как драматург - 16 ее пьес поставили в Лондоне, по некоторым были сняты фильмы. Выдающимся успехом пользовались Свидетель обвинения (Witness for the Prosecution), поставленный в 1953 в Лондоне и в 1954-1955 в Нью-Йорке, и Мышеловка (The Mousetrap), поставленная в 1952 в Лондоне и выдержавшая наибольшее число представлений за всю историю театра. В 1956 Кристи была награждена орденом Британской империи II степени. Умерла Кристи в Уоллингфорде 12 января 1976.

Афоризмы

Кристи Агата (Christie, Agatha); Дейм Агата Мэри Кларисса Кристи (Миллер)

(Agatha Marie Clarissa Miller) (1890 - 1976)

Английская писательница, "королева детектива".

Афоризмы, цитаты -

Кристи Агата (Christie). Биография.

Великое преимущество врача заключается в том, что он не обязан следовать собственным советам.

Странная все-таки вещь - интуиция, и отмахнуться от нее нельзя, и объяснить невозможно.

В жизни каждый должен совершать свои собственные ошибки.

Политик хочет оставаться на своем посту всегда из самых высоких побуждений!

Утомительно, когда человек все время оказывается прав.

Высокая репутация - первейшая необходимость для жулика!

Смерть создает предвзятые мнения в пользу умерших.

Разговоры изобретены для того, чтобы мешать людям думать.

Мужчин опасность подстерегает повсюду, а женщин, главным образом, в любви.

Есть поговорка, что о мертвых надо говорить либо хорошо, либо ничего. По-моему, это глупость. Правда всегда остается правдой. Если уж на то пошло, сдерживаться надо, разговаривая о живых. Их можно обидеть - в отличие от мертвых.

Полезные сервисы